Возлюбленные о Господе братия и сестры,
вся православная паства в Таиланде, Камбодже и Лаосе
— мир вам от Господа!
I
Собравшись в храме Святой Живоначальной Троицы на Пхукете, чтобы соборно почтить 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, мы, православные священники, несущие свое служение в этих странах, обращаемся сегодня ко всем вам, чтобы вместе с вами еще раз прославить Бога за те великие милости, которые Он нам явил и продолжает неоскудеваемо подавать поныне, устрояя на этой земле Свою Святую Православную Церковь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Сегодня в странах, духовно окормляемых Представительством Русской Православной Церкви воздвигаются храмы Божии, звучит на доселе невиданных многими из нас языках слово Священного Писания, а в Церковь Божию, пополняя число спасаемых, входят наши братья по вере — тайцы, камбоджийцы, лаосцы.
Теперь и на этой земле совершается Божественная Литургия, освящающая мир.
С глубокой благодарностью в сердце мы свидетельствуем о небесном заступничестве за нас Матери Божией и святых Божиих Угодников — Святителя Николая, Преподобного Сергия, и многих многих других.
В этот день сугубого Торжества, мы благодарим всех вас, благодетелей, попечителей, церковных тружеников и простых прихожан за вашу любовь к Богу, Его Святой Церкви и заботу о нас, недостойных. Земно кланяемся вам за это.
Молимся за благополучную жизнь народов, среди которых несем свою миссию, пользуясь их уважением, гостеприимством и радушием.
Когда то, среди тьмы язычества святой князь Владимир увидел свет Христовой истинной веры и, просветившись сам, просветил и весь народ свой, стяжавший затем в веках именование — Русь Святая. Сегодня мы, исповедуя Православную веру, свидетельствуем о том, что, независимо от нашей национальности, социальных и иных условия жизни — мы тоже потомки святого князя и со-граждане Святой Руси.
И эта вера, это горение о Господе понудило нас оставить страны, где мы родились, и вселиться в землю иную, в которую привел нас Господь, дабы и вы не остались без духовного утешения, не лишились Вечности. Каждый из нас говорит вам вслед за апостолом Павлом «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19).
Мало только лишь принять Святое Крещение, мало только именоваться христианами. Бог ожидает от нас плодов нашей веры, надежды и любви. Когда через вашу любовь к ближним, искреннее участие и сострадание к ним, люди узрят любовь Христову — тогда только “изобразится в вас Христос”. И когда мы говорим это вам, мы имеем в виду и себя, в первую очередь.
Мы говорим о жизни наших христианских общин, о том что доброго и худого замечаем у нас, о чем следует радоваться, а о чем горько возрыдать.
II
На сегодняшний день завершается строительство 9-го православного храма в Таиланде, посвященного в честь святого равноап. великого князя Владимира в Чиангмае. В Камбодже, в городе Сиануквиле практически готов первый храм в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, начинается строительство Георгиевского храма в Пномпене, столице государства. По милости Божией, все наши храмы благоустроены и добре украшены. Но это же благостное обстоятельство лишает нас последнего ложного оправдания в своей духовной лености и одичалости. Раньше мы успокаивали свою совесть — мол, нет храмов Божиих здесь. Теперь же сами камни этих храмов обличают нас. Обличают в нерадении о своем спасении.
Имея многие видимые храмы, нам впору вспомнить: “Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет” (Деян.17:24). Перед нами стоит еще большая задача — устроение храма внутри своего сердца.
Не сам собою спасается человек, но благодатию Божией, понуждая себя к воздержанию от греховных страстей, к изменению своей жизни к лучшему. Поэтому для нас так важно возможно частое посещение храмов Божиих, участие в богослужениях, прежде всего в Божественной Литургии, освящение себя через церковные Таинства. Именно православный храм является местом особого проявления благодати Божией. Здесь происходит духовное возрождение и обновление человека, встреча человека со Христом, невидимо действует спасительная благодать Духа Святого. Здесь загорается в нас желание стать чище, лучше, ближе к Богу, возникает стремление изменить свою жизнь. Верно писал когда-то святитель Феофан Затворник в одном из своих писем к духовному чаду: «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву,- говорит он, — и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию. Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…». Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.
Поэтому призываем вас, возлюбленные, понудить себя быть в храме Божием всякий раз, когда к тому есть возможность, ибо “от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его(Мф.11: 12.), отложить всякое житейское попечение и вверить себя Господу, памятуя “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж”(Пс.126:1). Мы должны быть не только глубоко верующими людьми, но и глубоко церковными, ибо “кому Церковь не мать, тому Бог не Отец” по слову св. Киприана Карфагенского.
Нужно также сказать и о том, что забота о должном содержании храмов — ответственность всех нас. Пожертвования на эти цели — святая обязанность христиан. Каждый должен уделять на храм часть от трудов своих. Пора избавиться от духовного иждивенчества и исполнять свои христианские обязанности достодолжным образом. Мы всячески стараемся избегать того, чтобы в наших храмах были какие-либо фиксированные пожертвования, напоминающие оплату за духовные требы. Но это общая наша ответственность и, стоит честно сказать, ответственность в бОльшей степени прихожан. Стоит задуматься, что у храма, у прихода и в целом у Представительства существуют ежемесячные обязательные финансовые расходы — оплата коммунальных услуг, необходимость материальной поддержки духовенства и тех, кто трудится в храмах на постоянной основе, ремонты и многое другое. Мы не говорим о необходимости затрат на социальное служение и помощь бедным, катехизацию, миссию… Каждый должен об этом позаботиться. Пожертвование — отнюдь не освобождение карманов от лишней мелочи, которую мы, как чаевые, зачастую опускаем в кружку. Пожертвование на храм должны стать осознанной тратой каждого, учитываемой в ежемесячной семейном бюджете. Сложные экономические времена это тоже проверка нашей веры и упования на Бога. Через материальное пожертвование на храмы мы освящаем труды рук своих, а Господь благословляет эти труды. Без пожертвований паствы деятельность Церкви в регионе в любом ее аспекте будет парализована. И нам нужно принять эту ответственность.
Юго-Восточная Азия — миссионерская территория для Святой Христовой Церкви. “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20) — сказал Господь Своим ученикам, а через них и каждому из нас, православным христианам. Но миссию нужно начинать, возлюбленные с самих себя. Это основа основ. Если же наша личная жизнь противоречить той вере, которую мы исповедуем, то, будьте уверены, напрасен будет наш миссионерский труд. Такова ли наша ежедневная жизнь, таковы ли наши деяния, такова ли наша любовь к Церкви, чтобы быть примером для тех, кто еще не знает Христа? Или скорее наоборот? Трудно, если не невозможно, проповедовать местным народам, не знающим Христа, если у них перед глазами негативный пример православных (или лучше сказать — формально православных) христиан. По сути, мы сами становимся первым препятствием к обращению людей ко Христу. В этом смысле нам надлежит наладить на христианских началах, как нашу личную жизнь, так и жизнь наших приходов.
«Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Приходская община — это семья, духовное положение всех верующих по отношению друг к другу является, как между братьями и сестрами. Сплоченная семья, община — это залог успеха. Но приходская жизнь не сводится только к Богослужению. Жизнь прихода — это все, что происходит внутри данной общины. Можно хоть каждый день приходить в храм, молиться и даже участвовать в Таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода, общины. Член общины — это тот, кто осознает жизнь общины как общее дело и принимает в ней участие. На приходе каждый член общины может проявить свои таланты, внести свои инициативы и творческие мысли для реализации, потрудиться во Славу Божию и это всё необходимо в нынешнее время. Только общий труд духовенства и активных прихожан может развить приход и привести к процветанию во всех сферах. Как стать активным прихожанином? Ответ прост, не надо бояться окунуться в жизнь прихода и помнить, что будь-то наше личное время, покой, наши физические силы , которые мы расходуем, участвуя в делах прихода — это тоже жертва Богу, которую мы призваны принести.
Нас радует состояние приходских дел и участие в них паствы в Троицком храме на Пхукете, Вознесенском храме на Самуи, но есть приходы и, особенно новообразованные, где таковое участие паствы в приходских делах все еще недостаточно. Это не является проблемой только самих таких приходов, но общей проблемой всех приходов в наших странах. Духовенству и прихожанам активных наших приходов следует делиться опытом деятельности с новыми приходами, помогать новоназначенным священникам, только лишь завершившим обучение в духовных школах и не имеющих пока достаточного опыта пастырского служения.
Только после этого можно говорить о “внешней” миссии.
Страны, в которых мы несем свое служение, совершенно отличны по религиозным и культурным традициям от того, к чему мы привыкли. Часто разнится и ментальное восприятие реалий жизни. С чего начинать и что делать?
Нужно избавиться от того, чтобы воспринимать все с позиции “европоцентризма”. Азия и Европа суть непересекающиеся прямые. Мы должны научиться видению жизни с точки зрения местных народов. Для этого нужно знать историю, религию, культуру стран, где мы служим, потрудиться знать язык местных народов.
С большим уважением относится ко всему, что представляется ценным для местных жителей. Пресловутая проблема “несовпадения менталитетов” на самом деле обусловлена нашим нежеланием ближе ознакомиться с Азией, косностью и леностью.
Стыдно прожить в стране несколько или много лет и не знать хотя бы основ языка, основных моментов истории, культурных достижения народа.
Только после того, как мы подготовим себя, можно что-то рассказать о нашей вере местным людям. Основным критерием при обращении их ко Христу должно быть их искреннее и свободное волеизъявление, сознательное усвоение истин нашей веры. Любовь Христова требует от нас помощи нуждающимся. Но наша социальная помощь бедным должна быть независима от религиозных убеждений тех, кому она адресована, но обуславливаться только реальными нуждами таких людей.
Необходимо продолжить и усилить работу над переводами на местные языки катехизационной и духовной литературы, проводить богослужения на местном языке, даже если это и доставляет некий дискомфорт основной части нашей паствы. Очень важным является доброе и сердечное отношение к местным людям.
Нормальная ситуация это когда в наших храмах будут местные священники, а большинство паствы — местные жители.
Все это нам предстоит достигнуть в ближайшие годы
Сегодня же, в день, когда мы вспоминаем св. равноап. вел. кн. Владимира, Крестителя Руси, мы молимся, что бы он ходатайствовал пред престолом Всевышнего о просвещении светом Истины местных народов, а каждому из нас быть достойными православными христианами.
Господь да пребудет со всеми вами!
С молитвой о вас,
Архимандрит Олег (Черепанин),
Представитель Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат) в Королевстве Таиланд,
настоятель Свято-Николаевского собора г.Бангкока
Протоиерей Данай (Даниил) Ванна,
Председатель Комитета Фонда Православной Церкви
в Таиланде, настоятель Всех-Святского храма г. Паттайя
Иерей Алексей Головин,
настоятель Вознесенского храма на Самуи
Иерей Роман Бычков,
настоятель Троицкого храма на Пхукете
Иерей Дмитрий Савенков,
и.о. настоятеля Покровского храма г. Паттайи
Иеромонах Серафим (Васильев),
и.о. ключаря Свято-Николаевского собора в Бангкоке
Иерей Андрей Иващенко,
и.о. настоятеля храма св. Царственных Страстотерпцев в Хуахине
Иеромонах Александр (Ващенко),
второй священник Всех-Святского храма г. Паттайи
Иерей Сергей Шапкин,
и.о. настоятеля Сергиевского храма о. Чанг
Иеромонах Паисий (Ипате),
и.о. настоятеля православных приходов в Камбодже